Насколько реален дефолт Бразилии? (по материалам Business Week, 30.08.02)
В последнее время с этого развивающегося рынка поступает крайне противоречивая информация. Эйфория, вызванная предоставлением Бразилии кредитов МВФ, сменяется страхом перед ее возможным дефолтом.
Еще несколько дней назад новости из Бразилии наполняли сердца инвесторов восторгом. 7 августа Международный валютный фонд объявил о своей готовности предоставить Бразилии кредит в размере $30 млрд, и, по мнению наблюдателей, эта рекордная по величине сумма должна была полностью решить экономические проблемы этой страны, наконец, успокоив ее рынки. Однако, как оказалось, денег Фонда не хватило. После первоначального взлета, бразильские акции, облигации и национальная валюта вновь понеслись вниз. С начала этого года реал «потерял в весе» уже треть, в то время как облигации бразильского правительства сегодня продаются за 60% своего первоначального номинала . По мнению аналитиков, продолжение бразильского экономического кризиса обусловлено двумя основными факторами: государственным долгом и политикой местных властей. Ниже мы постараемся рассмотреть эти факторы и понять, как они могут повлиять на дальнейшее развитие ситуации на этом развивающемся рынке.
Почему же кредит МВФ не помог Бразилии?
На самом деле, это не так. Кредит Фонда сыграл свою стабилизирующую роль: без него сегодня дела Бразилии были бы значительно хуже. Тем не менее, сам по себе кредит не сможет спасти бразильскую экономику. В течение текущего года страна получит от МВФ всего $6 млрд. Оставшиеся деньги будут перечислены только в том случае, если новый президент Бразилии сумеет договориться с Фондом по вопросам бюджетной политики. Кроме того, кредиты МВФ – это палка о двух концах. С одной стороны, инвесторы благосклонно относятся к тем странам, которые получают у Фонда поддержку, с другой – они не слишком любят правительства, которые запускают руку в карман МВФ чересчур глубоко, так как, по их мнению, слишком активное использование помощи является признаком отчаяния.
Достаточно ли денег МВФ для того, чтобы решить проблему бразильского долгового кризиса?
К сожалению, нет. Государственный долг Бразилии в настоящее время составляет $255 млрд что эквивалентно 60% ВВП этой страны, тогда как еще в 1994 году, когда к власти пришло нынешнее правительство, он соответствовал менее чем 30% ее ВВП. Тем не менее, рынки пугает не величина долга, которой мало кого можно сегодня удивить, а его состав. Примерно одна треть бразильского государственного долга привязана к доллару США, а половина – к величине процентных ставок в этой стране. Таким образом, бразильский долг растет как по мере девальвации местной валюты, которая происходит и в настоящее время, так и по мере роста процентных ставок, чего стоит ожидать в случае ужесточения кризиса.
Более того, в последнее время местное правительство было вынуждено эмитировать долговые обязательства с все более и более короткими сроками погашения, так как инвесторы, планировавшие вложение средств в экономику страны, отказывались идти на долгосрочные риски. В целом, в течение ближайших 12 месяцев Бразилии необходимо выплатить кредиторам свыше $75 млрд. Хотя сентябрьские выплаты составляют относительно приемлемые $3.7 млрд, в ноябре размер платежей вырастает до $10.5 млрд. «У Бразилии нет практически никаких шансов справиться с этим», – говорит Вальтер Молано, глава исследовательского отдела компании BCP Securities Inc.: «Для инвесторов сейчас настало сейчас самое подходящее время для того, чтобы покинуть эту страну». Другие аналитики более сдержанны в своих оценках. «У Казначейства есть достаточно средств для того, чтобы в случае необходимости обслуживать государственный долг в течение нескольких месяцев. Бразильский дефолт пока еще не является неизбежностью», – считает Марсело Карвальо, главный экономист отделения Bank of America в Сан-Паоло.
Какую роль в развитии бразильского кризиса играют местные политики?
Президента Энрико Кардозо широко прославляют за то, что в течение последних восьми лет его политика позволяла поддерживать бразильскую экономику в относительно хорошей форме. Однако, после октябрьских выборов в кресло г-на Кардозо должен будет сесть новый президент, а обе ведущих кандидатуры на этот пост не пользуются доверием инвесторов. Ни лидер трудовых масс Луис Игнасио Лула да Сильва, ни популист Сиро Гомес не поддерживают сделку с МВФ. Единственный кандидат, готовый заключить ее – это ставленник самого г-на Кардозо, бывший министр здравоохранения Бразилии Джозе Серра. К сожалению, его предвыборный рейтинг оставляет желать лучшего…
Если Бразилия все же объявит дефолт, как это повлияет на иностранных инвесторов?
По всей видимости, дефолт может быть спровоцирован задержкой платежей по обслуживанию государственного долга Бразилии. В этом случае правительству придется вести переговоры по реструктуризации долга, в том числе и тех облигаций на сумму $55 млрд, которые находятся в руках иностранных инвесторов. Расположенные в Бразилии отделения иностранных банков владеют огромными объемами государственных облигаций: так, местное отделение Citibank держит в них 16% своих активов, а отделение FleetBoston Financial Corp. – 17%. Крупные портфели облигаций принадлежат и европейским инвесторам, в первую очередь – банкам Испании. И, наконец, дефолт Бразилии может испирировать массовое бегство инвесторов и с других развивающихся рынков.
Каким образом сегодня можно успокоить рынки?
В настоящее время рынки больше всего хотят одного: чтобы предвыборная кампания г-на Серры, наконец, увенчалась успехом. 20 августа в Бразилии началась трансляция бесплатной телевизионной рекламы, и, благодаря размерам коалиции г-на Серры в Конгрессе, он получит больше эфирного времени, чем его конкуренты. Тем не менее, даже если свершится чудо, и в октябре г-н Серра сядет в президентское кресло, ему придется уверить инвесторов в том, что, по сравнению с его предшественниками, он сможет более эффективно решать фундаментальные проблемы бразильской экономики. Речь идет о вышедших из-под контроля пенсионной системе и системе социального страхования Бразилии, а также о ее налоговой системе, подрывающей конкурентоспособность местных предприятий и провоцирующей уклонение от налогов. Только в случае решения этих проблем бразильская экономика сможет обеспечить такую скорость роста, которая позволит ей решить свои долговые проблемы.