Шансы на быструю модернизацию российской экономики тают. По мнению экс-министра экономики Евгения Ясина, это происходит оттого, что давление государства на бизнес вдвое больше, чем нужно. И вопреки уверениям правительственных реформаторов последние три года это бремя только растет.
В пятницу президент Владимир Путин наградил Ясина орденом «За заслуги перед Отечеством». В ответ научный руководитель Высшей школы экономики вручил президенту доклад «Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтернатива) ». А вчера Ясин излагал свою доктрину коллегам-экономистам. Он называл ее «пакетом мер для нового президентского срока».
Решительная модернизация всех сфер российской жизни невозможна без высоких на уровне 8 10% в год темпов роста экономики, констатирует Ясин. Но в отличие от попыток Петра I и большевиков «в этот раз модернизацию должен осуществлять бизнес, а не бюрократия».
Но с раскрепощением частной инициативы, по мнению Ясина, дела обстоят совсем плохо. Придерживаясь на словах либерального курса, правительство «все более поддается тем, кто сопротивляется преобразованиям. .. Либеральные реформы тормозятся и угасают». Кабинет изменил обетам долгосрочной стратегии, подготовленной в Центре стратегических разработок два года назад: госрасходы так и не ограничены уровнем 29 30% ВВП, доходы бюджета расширенного правительства выросли с 32,3% в 1998 г. до 41,1% ВВП в 2002 г. «С 2003 г. вновь ставится задача. .. относительного сокращения [госрасходов], говорит профессор. Но есть сомнения в том, что она будет решаться более успешно, чем до сих пор».
На деле бремя государства, которое вынуждена влачить отечественная экономика, гораздо тяжелее, чем явствует из бюджетных отчетов властей, доказывает Ясин. Оно усугубляется наличием крупного недореформированного госсектора (15 16% ВВП) и неформальным воздействием властей на экономику, увеличивающим издержки предпринимателей еще на 7,5 9,2% ВВП. Совокупное бремя Ясин оценивает в 60 65% ВВП.
У экс-министра есть рецепты, как исправить ситуацию. По его оценке, к 2005 г. кабинет способен снизить расходы федерального бюджета на 6 7% в реальном выражении, или до 16 17% ВВП (с учетом единого соцналога). Еще на 10 12% могут быть снижены реальные расходы региональных бюджетов. Увеличение пенсионного возраста с 60 лет до 65 лет и введение для самозанятых граждан отчислений в Пенсионный фонд позволят снизить ставку пенсионных взносов до 19 20% к 2006 г. (сейчас максимальная ставка ЕСН составляет 35,6% фонда оплаты труда). Государство может повысить конкурентоспособность частного сектора, строже контролируя бюджеты естественных монополий. И разумеется, сократив штат госчиновников и повысив каждому из них зарплату.
Манифест Ясина произвел на слушателей двойственное впечатление. Исполнительный директор Центра развития Андрей Клепач согласен с профессором в том, что «эффективность государства очень низкая». Но он сомневается, что ее удастся повысить простым сокращением расходов. Ясин призывает реструктурировать отрасли бюджетной сферы образование и здравоохранение. «Реформа этих секторов должна привести не к сокращению, а к увеличению госрасходов, констатирует Клепач. Ситуация такова, что в ближайшие годы государству придется увеличивать долю общественного сектора, наращивая инвестиции в человеческий капитал».
А научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает неправильным недооценивать два года реформ. «Проводить реформы сложнее, чем просто их написать, говорит Гурвич. Реформаторов мало вот и реформы идут медленнее, чем хотелось бы».
Из чиновников на презентацию Ясина пришел только замминистра экономического развития Аркадий Дворкович. Он похвалил доклад и сказал, что Минэкономразвития как раз думает на ту же тему, что и профессор, как снизить бремя государства.