В ЦБ приходят сторонники укрепления рубля | ||
Форум |
Отправлено: А. Г. 04/17/2002, 00:48:11 e-mail автора |
За обсуждением текущей динамики фондовых рынков, мы порой не замечаем событий, которые вроде бы напрямую не касаются фондового рынка, но между тем, их последствия могут оказаться гораздо серьезнее, чем видится нам сегодня. Итак, начнем с информационного сообщения. Олег Вьюгин и Андрей Козлов назначены первыми заместителями председателя Банка России 16.04.2002 20:31 MCK МОСКВА, 16 апреля -
http://www.strana.ru/text/stories/02/03/15/2598/130122.html Сами по себе эти назначения не выглядят неожиданными. Вьюгин бывший коллега Игнатьева по Минфину и, естественно, что новый председатель ЦБ хотел бы видеть на месте первого зама своего человека. А Козлов имеет огромный опыт работы в ЦБ еще с советских времен (см. ниже). Кроме того, с точки зрения финансового рынка, на первый взгляд, последнее предложение информационного сообщения вообще внушает оптимизм. И действительно в сравнительно краткосрочной перспективе оптимистические ожидания могут и оправдаться. Однако в долгосрочной, первый оптимистичный взгляд может оказаться далеко не самым верным. Информация к размышлению Олег Вячеславович Вьюгин - с 1993 года возглавлял Департамент макроэкономической политики Министерства Финансов РФ. В 1996 году был назначен заместителем министра финансов, а в 1999 - первым заместителем министра финансов РФ. На этом посту он курировал вопросы государственного долга и макроэкономической политики, отношения с международными финансовыми организациями. Г-н Вьюгин входил в состав комиссии правительства РФ по экономической реформе, Наблюдательного совета ФКЦБ; был заместителем управляющего директора Черноморского банка торговли и развития; и членом Коллегии представителей государства в ОАО "Связьинвест". О.В.Вьюгин закончил математический факультет МГУ в 1974 и защитил кандидатскую диссертацию в 1977. Он является автором более 20 научных публикаций и книг. Из интервью "Эксперту" - Подведем итог по этой теме. Похоже, что пора рискнуть и сделать эти три шага - повысить цены на энергию, труд и пойти на укрепление рубля? - Я думаю, да. Не надо, конечно, делать это с размахом. Сразу укрепить рубль на тридцать процентов, поднять тарифы вдвое. Но нужно эту политику внятно сформулировать. И желательно, чтобы Минэкономики просчитало примерно и рамки и период, в течение которого разумно решать такую задачу. Скажем, обозначить, что относительные цены на газ должны быть выведены на уровень в двадцать процентов от уровня международных соотношений. И что сделать это нужно за три года. Фактически нужно разработать погодовой план, чтобы бизнес понимал, что нынче такая политика. http://www.ofdp.ru/news/_news111001at233151/full.shtml Из интервью газете "Ведомости" Одновременно ЦБ должен зафиксировать курс рубля, например на уровне 29-30 рублей за доллар.
http://www.frsd.ru/frsd1/upload/news/6_2001/280601_131909.htmf Козлов Андрей Андреевич. Выпускник Московского финансового института. Половину своей профессиональной жизни Андрей Козлов провел в Центробанке. Придя в 1989 г. в валютно-экономическое управление Госбанка СССР, он за 9 лет сумел подняться до должности первого зампреда Банка России. Его до сих пор вспоминают как одного из отцов рынка ГКО. В сентябре 1998 г. он подал в отставку, но Виктор Геращенко оставил его в ЦБ, поручив денежно-кредитную политику. Однако Андрей Козлов, первый заместитель председателя правления ЦБ, с 25 января 1999-го года уходит со своего поста.
Главное событие финансовой недели — дальнейшее повышение курса американской валюты на торгах ММВБ. Официальный курс Центробанка на 5 ноября (1999-го года - прим. мое) составил 26,25 руб./долл. За неделю рубль подешевел на процент. …Андрей Козлов, бывший первый зампред ЦБ РФ, сообщил свое авторитетное мнение с макроэкономической точки зрения: рубль недооценен, паритет покупательной способности составляет примерно 15—17 руб./долл. http://www.poptsov.ru/versti/archiv/html/1999/90/art_unpossibly.htm Что мы видим? Мы видим, что в ЦБ идут люди, занимавшие далеко не самые последние места в государственной финансовой иерархии незадолго до кризиса 1998-го года. Причем, из их же сравнительно недавних (особенно у Вьюгина) интервью следует, что они не видят ничего страшного в укреплении курса рубля и даже использовании его, как "якоря для инфляции". А если еще при этом будет наращиваться и внутренний долг (ведь Козлов то "отец" той самой пирамиды ГКО), не взирая разумность ставки (меньше чем инфляция плюс экономический рост, умноженный на некоторый коэффициент (в мировой практике разумным считается не больше 3-х)), то что получится? Правильно, почти точная копия 1997-1998-го годов (полных совпадений конечно не бывает). Причем намерения то могут быть благими. Тот же Вьюгин говорит о структурных изменениях в промышленности и что укрепление курса рубля должно привести к модернизации производства и ускорению экономического роста (см. ссылку выше). В расчете на этот, пока несостоявшийся рост можно и заимствования увеличить. Путин же сказал, что нужно 6-8%% роста в год, инфляция 10% в год (удержим фиксацией курса рубля - резервов хватит): вот и получается, что ставка 20-25%% годовых по ГКО-ОФЗ совсем не страшна (сейчас 14-18%%). Тем более, что в 2003-2004-м грядут выборы и материальное положение людей надо улучшать (в первой половине 1996-го именно заимствования по ГКО под немыслимые проценты позволили сократить вдвое задолженность по зарплате и увеличить реальные доходы на 5-7%%, что, на мой взгляд, и оказало сильное, если не решающее, влияние на результаты выборов). Вот только одна "незадача". А ну, как не случится этого роста? Ведь "твердый" рубль то пока не приводил в России "в первую очередь к модернизации производства". Например, данные ГТК за 2001-й (когда рубль, хоть и укреплялся, но совсем не теми темпами, как в 1996-1997-м) говорят совсем о другом - опережающими темпами в 2001-м рос импорт товаров, а вовсе не оборудования: По данным таможенного комитета, за январь-ноябрь 2001-го года произошел рост импорта в денежном выражении на 23,8%. При этом в физических объемах импорта произошли существенные структурные изменения. Так, если рост физического объема основных инвестиционных товаров – машин и оборудования (без легковых и грузовых автомобилей) – составил всего 32%, то физические объемы импорта большинства готовых товаров выросли более значительно:
http://www.howtotrade.ru/image/agimage/prog1998.htm#label6 Конечно "твердая валюта" - "хлеб" для биржевого спекулянта. И в Аргентине, после введения currency board, и в Южной Корее, после объявления конвертируемости вона по финансовым операциям, наблюдался "бум" притока спекулятивного капитала (да и Россию 1996-1997 с "коридорным курсом рубля" можно вспомнить). Но не следует забывать, что этот капитал "быстро уносит ноги" при первых "запахах жареного". И глупо надеяться, что Россию в этом случае спасет созданная в последевальвационные годы "подушка" из отечественных инвесторов. Особенно в условиях, когда единственным рубежом обороны внутреннего рынка является слабый рубль (правительство, как мы знаем, уже капитулировало в "куриной войне", а про пошлины на подержанные иномарки принято очередное решение "принять очередное окончательное решение в мае 2002 года" ) Впрочем, быть может я сгущаю краски, и вчера в ЦБ пришли совсем иные люди. Люди, извлекшие уроки из своего не слишком удачного опыта 1997-1998-го годов. И мы станем свидетелями еще одного доказательства правоты пословицы "за одного битого - двух небитых дают". И на первое место, по прежнему, будет поставлена политика накопления резервов, результатом чего станет расширение денежного предложения и, как следствие, увеличение оборотных средств предприятий. Хотелось бы в это верить. Какая из двух точек зрения на политику обновленного ЦБ окажется верной, покажет уже лето этого года. А пока нам остается "надеяться на лучшее, но готовиться к худшему". Благо время для этого есть (см. выше про краткосрочное положительное влияние на финансвоые рынки). С уважением, Александр Горчаков |
Назад |Вперед |Текущая страница |