Предложения Зернового союза о выпуске в обращение переуступаемых складских расписок на территории России

На протяжении многих десятилетий на развитых зерновых рынках мира успешно работает механизм переуступаемых складских расписок.

Суть этого механизма состоит в том, что зернопроизводитель, поставляя зерно на имеющие государственную лицензию элеваторы, по своему желанию может взамен получить не деньги, а установленного образца складскую расписку, по которой он сохраняет за собой право собственности на сданное зерно и гарантии его сохранности. Взамен владелец элеватора получает гарантии оплаты услуг по хранению зерна либо в денежной, либо в натуральной форме (в виде части сданного на хранение зерна). В дальнейшем переуступаемые складские расписки выступают на рынке зерна в качестве полноценного заменителя реального товара.

На развитых рынках мира этот механизм способствует:

- увеличению оборота зерна;

- уменьшению потерь, связанных с нерациональным хранением зерна;

- уменьшению затрат на перевозку зерна.

На наш взгляд, аналогичный механизм может с успехом функционировать и на российском зерновом рынке. Более того, введение этого механизма в России, кроме перечисленных выше преимуществ будет также способствовать:

- преодолению монополизма крупных элеваторов в регионах;

- увеличению доли кредитного капитала коммерческих банков, инвестируемого в сельское хзозяйство;

- развитию фьючерсной торговли зерном.

Однако для успешного оборота переуступаемых складских расписок в России необходимо учесть как богатый опыт развитых зерновых рынков, так и особенности отечественного рынка.

···

Ниже предлагается примерный порядок введения в хозяйственную жизнь России переуступаемых складских расписок.

Как и в большинстве развитых стран мира, в России обращение переуступаемых складских расписок должно происходить в результате взаимодействия:

- лицензированных зерновых хранилищ (складов, элеваторов);

- владельцев расписок;

- банков и страховых компаний, специализирующихся на предоставлении соответствующих услуг перечисленным выше юридическим и физическим лицам;

- государства, в лице Минсельхозпрода, Государственной хлебной инспекции, Минфина, Государственной налоговой инспекции и их региональных отделений.

При этом под владельцами расписок мы понимаем не только зернопроизводителей, но и всех тех юридических и физических лиц, к которым эта расписка перешла в результате обращения (переуступки). Это могут быть, например:

- торгово-закупочные компании, купившие расписку для последующей перепродажи;

- перерабатывающие предприятия, купившие расписку для обеспечения своих нужд;

- банки, получившие расписку в результате погашения кредита, выданного владельцу ПСР; - государство, получившее расписку в результате погашения задолженности по налогам и кредитам.

Для введения переуступаемых складских расписок и регламентация взаимодействия указанных выше субъектов зернового рынка в процессе их обращения необходимо:

1) определить срок введения в обращение складских расписок;

2) утвердить форму расписки;

3) ввести в действие следующие нормативные акты:

а) Положение о лицензированных зерновых хранилищах и порядке их лицензирования;

б) Положение о владельцах переуступаемых складских расписок;

в) Положение о порядке выпуска, обращения и учета переуступаемых складских расписок;

г) Положение о приеме расписок органами государственной власти;

д) Положение об уполномоченных финансовых учреждениях (банках и страховых компаниях) и порядке их лицензирования;

5) дать необходимые поручения всем заинтересованным министерствам и ведомствам.

Остановимся подробнее на некоторых принципиальных моментах перечисленных пунктов. При этом необходимые поручения всем заинтересованным министерствам и ведомствам мы приведем в контексте других пунктов.

1) Относительно термина “переуступаемая складская расписка”. В самом начале работы необходимо четко определиться с названием, с тем чтобы в дальнейшем не возникало вопросов со стороны юристов и законотворцев. В Гражданском кодексе РФ финансовый инструмент, подходящий по основным определениям и функциям назван “простое складское свидетельство”. Поэтому при разработке в дальнейшем всех документов было бы целесообразно сразу дать название переуступаемая складская расписка (ПСР), как аналогичного принятого в мировой практике названия (warehouse receipt), сделав при этом ссылку на раздел Гражданского кодекса РФ “Простое складское свидетельство”.

2) Вторым вопросом, на котором сразу бы хотелось заострить внимание, это сроки введения в действие ПСР. Необходимо приложить максимум усилий для скорейшего введения в обращение ПСР. Большим достижением Правительства РФ было бы введение в обращение ПСР в 1997-1998 зерновом году в основных зернопроизводящих регионах России. Однако в сегодняшней сложной политической и экономической ситуации этот срок может оказаться нереальным. Поэтому окончательным сроком введения в обращение ПСР должен стать 1998-1999 зерновой год.

3) За основу формы ПСР можно взять существующую складскую расписку формы №13. Однако при ее доработке следует учесть накопленный мировой опыт. Поэтому ПСР должена:

- быть централизованно выпускаемым специальным бланком, имеющим серию и номер, водные знаки и иные формы защиты от подделки;

- содержать место для реквизитов лицензированного зернового хранилища (ЛЗХ), место для его печати и подписи, работников ЛЗХ, уполномоченных выписывать ПСР;

-иметь место для внесения характеристик зерна в соответствии с государственным стандартами; - содержать запись о том, что владелец ПСР ознакомлен с государственными стандартами хранения зерна и согласен с изменениями характеристик зерна в соответствии с этими стандартами.

При выпуске бланков следует печатать бланк и его копию с одними серией и номером, оригинал после выписки должен храниться у владельца, а копия - на ЛЗХ.

Разработку формы ПСР необходимо поручить Минсельхозпроду совместно с Минюстом, Минфином, Государственным антимонопольным комитетом и ЦБ РФ. Расходы по выпуску достаточного количества бланков ПСР должно взять на себя государство.

4) Перейдем к упомянутым выше Положениям. Не претендуя на полноту раскрытия всех формулировок данных Положений, несколько подробнее остановимся на тех принципиальных моментах, которые обязательно должны присутствовать в них.

Базисом будущего порядка действия ПСР должна стать создаваемая сеть лицензированных зерновых хранилищ (складов, элеваторов) (ЛЗХ) и поэтому начнем с первого Положения.

а) Для введения в действие Положения о лицензированных зерновых хранилищах и порядке их лицензирования Минсельхозпроду России и Государственной хлебной инспекции необходимо разработать и принять общероссийский Перечень технических требований к ЛЗХ, аналогичных тем, которые предъявляются к элеваторам, осуществляющим хранение зерна для государственных нужд. Кроме этого, на ближайшие 2-3 года региональным органам исполнительной власти необходимо установить по методике, разработанной Минсельхозпродом России, верхние предельные ставки стоимости услуг по ответственному хранению зерна.

В части Положения, касающегося лицензионных зерновых хранилищ следует предусмотреть следующие обязанности владельцев и администрации ЛЗХ: - соблюдение всех требований упомянутого выше Перечня и государственных стандартов хранения зерна; - соблюдение верхних предельных ставок оплаты услуг по ответственному хранению зерна; - ведение на ЛЗХ отчетных документов в форме, установленной Положением и действующим законодательством, и их обязательное предоставление всем заинтересованным лицам;

Кроме этого, в Положении должен быть оговорен Порядок принятия зерна на ответственное хранение и выдачи ПСР, в котором надо учесть:

- что решение об отказе принятия партии зерна на хранение может быть принято администрацией ЛЗХ только до направления зерна на экспертизу качества зерна (кроме случая обнаружения заражения зерна);

- обязательную выписку по требованию зернопроизводитем ПСР на все принятое на хранение зерно записи в которые должны вноситься четко и разборчиво;

- выписку отдельных ПСР на партии зерна с разным качеством;

- обязательное переоформление ЛЗХ ПСР в случае продажи части зерна, сданного на хранение; - обязательство ЛЗХ выдавать по требованию зернопроизводителя ПСР не только на всю партию сданного зерна, но и на любые отдельные его части;

- обязательство ЛЗХ выдать владельцу ПСР по его первому требованию зерно (или его часть) в соответствии с указанным в ПСР объемом и качеством с учетом их возможного изменения в соответствии с государственным стандартом хранения) и при условии оплаты последним услуг по хранению зерна и погрузо-разгрузочных работ;

- механизм разрешения споров с зернопроизводителем при оценке качества зерна.

Рассмотрим подробнее механизм разрешения споров о качестве сдаваемого зерна. В случае возникновения подобного спора между зернопроизводителем и администрацией ЛЗХ для его разрешения должны быть привлечены независимые эксперты, уполномоченные государством на проведение экспертизы. Необходимо особо оговорить, что в качестве таких экспертов могут выступать как специалисты из органов исполнительной власти (Государственной хлебной инспекции), так и специалисты ведущих зерновых институтов России, а также иные лица, имеющие соответствующую государственную лицензию. При этом решению данной экспертизы должны подчиниться оба участника спора (с возможностью последующего обжалования в суде), а расходы по ее проведению должен взять тот из участников, не в чью пользу были результаты экспертизы.

Контроль за исполнением данного Положения следует возложить на Государственную хлебную инспекцию.

За основу раздела о порядке лицензирования зерновых хранилищ можно взять существующее Положение о лицензировании деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд (Постановление Правительства РФ №573 от 9.06.95). Однако в это Положение необходимо внести принципиальные изменения.

Во-первых, лицензированию должна подлежать только деятельность по хранению зерна и выполнению иных обязательства возложенных на хранилище в соответствии с с другими разделами Положения.

Во-вторых, список представляемых для получения лицензии документов необходимо дополнить гарантией, выданной зерновому хранилищу уполномоченным финансовым учреждением.

б) Положение о порядке выпуска, обращения и учета ПСР должно определять государственные органы, ответственные за размещение заказов на печтание бланков ПСР, порядок и сроки выпуска бланков, порядок предоставления (передачи) бланков ПСР ЛЗХ, порядок их учета на ЛЗХ, хранения, выдачи и ликвидации.

в) Положение о владельцах ПСР должно содержать:

- срок действия ПСР;

- права владельцев ПСР;

- обязанности владельцев ПСР;

- порядок восстановления утерянной ПСР.

г) Краеугольным камнем порядка обращения ПСР в России должно стать Положение о приеме ПСР органами государственной власти. Этим Положением следует ввести обязательный (по крайней мере, в течении З-х ближайших зерновых лет) прием Государственной налоговой инспекцией, Минфином и органами исполнительной власти регионов ПСР в счет налоговых платежей и погашения государственных кредитов по средневзвешенной отпускной цене, сложившейся на ЛЗХ данного региона на зерно, указанное в ПСР, на момент платежа, за вычетом предельной ставки стоимости услуг на хранение, если эти услуги не были оплачены до предоставления ПСР в счет оплаты. На период до формирования устойчивых региональных зерновых бирж и оптовых рынков (1-2 года) функции по определению средневзвешенной цены должны быть возложены на Минсельхозпрод России. По мере, формирования устойчивых региональных зерновых бирж и оптовых рынков функция определения указанной выше цены должна перейти к этим институтам. При разработке этих мероприятий необходимо учесть, что в настоящее время в России отсутствует законодательные акты по налогообложению биржевых операций, учитывающие специфику рынка фьючерсов и опционов. Необходимо также разработать особый порядок торговли ПСР на биржах.

д) В Положении об уполномоченных финансовых учреждениях (банках и страховых компаниях) и порядке их лицензирования надо четко оговорить обязанность уполномоченных финансовых учреждений восполнить владельцу ПСР потери, понесенные в результате невыполнения ЛЗХ своих обязательств. Эти потери могут быть восполнены в либо в денежной форме (в виде стоимости сданного зерна вычисленной в соответствии с Положением о приеме ПСР органами государственной власти), либо (по договоренности с владельцем ПСР) другими активами финансового учреждения (например, акциями нерадивого ЛЗХ). Порядок лицензирования, вводимый данным Положением должен быть децентрализованным. А именно, право регистрации и лицензирования наряду с центральными органами исполнительной власти должно принадлежать и региональным органам исполнительной власти. Так же как и для ЛЗХ порядок лицензирования должен быть регистрационный. Для этого органами исполнительной власти всех уровней необходимо разработать и утвердить региональные Перечни требований к уполномоченным финансовым учреждениям, учитывающие специфику регионов.

Однако лицензии, выданные региональными органами власти должны действовать только на территории данного региона, в то время как гарантии общероссийских уполномоченных финансовых учреждений должны приниматься во всех региональных орган власти без исключения. При этом в случае ликвидации уполномоченного финансового учреждения (банка или страховой компании) его гарантии по отношению к ЛЗХ и владельцам ПСР должны стать гарантиями государственного органа, выдавшего лицензию, который, в свою очередь, может договориться с другим уполномоченным учреждением о том, что это будут гарантии этого уполномоченного учреждения. Факт ликвидации уполномоченного финансового учреждения не должен быть основанием для приостановки действия или аннулирования лицензии зернового хранилища.

Наряду с требованиями к уполномоченным финансовым учреждениям, им необходимо предоставить и ряд льгот. К числу этих льгот должно быть отнесены;

- предоставление законодательно закрепленного права проведения операций по залоговой продаже земли;

- льготный порядок налогообложения вновь создаваемых для этих целей финансовых учреждений. Кроме этого отдельно для банков следует предусмотреть:

- возможность привлечения для исполнения своих обязательств средств из сумм, подлежащих обязательному резервированию в ЦБ РФ.

Одним из центральным пунктов данного Положения должны стать государственные гарантии возврата финансовому учреждению достаточно большой части вложенных средств путем передачи в собственность соответствующей части имущества ЛЗХ (включая землю), не выполняющих свои обязательства.

Целесообразно также Постановлением Правительства РФ в качестве первых общероссийских уполномоченных банков назначить два крупных банка России - Сбербанк и Агропромбанк.

Необходимо также рассмотреть вопрос создания в 1997-1998 годах надежных общероссийских страховых компаний (возможно с участием государства), специализирующихся на предоставлении упомянутых выше услуг. Для создания таких компаний можно привлечь часть средств, выделяемых на дотации АПК.

···

В заключение приведем примерный порядок принятия нормативных актов, необходимых для введения в действие ПСР и механизма их обращения.

Практически все предложенные выше меры могут быть введены в действие путем принятия соответствующего Постановления Правительства РФ.

Однако для придания большего законодательного веса вводимому механизму ПСР, основные из предложенных выше мер (было бы целесообразно сначала ввести в действие Указом Президента. В частности, но нашему мнению, название - "Переуступаемая складская расписка" и Положение о приеме ПСР органами государственной власти должны вводиться в действие именно Указом Президента. Правительственное же Постановление, содержащее остальные меры и механизмы их реализации, должно быть принято во исполнение данного Указа.

Для создания долгосрочной законодательной базы необходимо от имени Правительства РФ выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу России о принятии Закона о переуступаемых складских расписках, в котором основные положения Указа Президента и Постановления Правительства приняли бы форму закона.


Rambler's Top100