Записки начинающего сайтостроителя (глава 2 часть 1) | ||
Форум |
Отправлено: А. Г. 07/19/2005, 12:57:54 e-mail автора |
Глава 2. От прообраза к сайту Следуя традициям сериалов, начнем с краткого содержания “предыдущей серии”. В “предыдущей серии” мы:
Но
Так двигаться дальше - делать сайт или просто забыть о приобретенных знаниях? Тем более что в моем случае они не являются основной специализацией и вряд ли когда-нибудь принесут мне прямой доход. Не знаю ответа на этот вопрос. Мне лично было очень жалко новых знаний (к тому же приобретенных далеко не в юношеском возрасте), а толчком для дальнейшего движения был найденный в Интернете недорогой хостинг на http://www.centre.ru/old.htm . 7$ в месяц за 200 Мб дискового пространства + при оплате за год – 10% скидка и 20$ в год за регистрацию доменного имени – это мне показалось приемлемым. Так что задачу 2 из списка нерешенных задач можно было считать решенной. Остались еще первая и третья, с первой мы и начнем.
2.1 Идея сайта Итак, придуманный мной проект подразделом сайта компании не будет. А в какой сайт можно вложить этот проект? Самое простое, что приходит в голову – это персональный сайт. Но именно против этого “самого простого” и протестует душа. Какая “изюминка” в том, что в Интернете появится очередной персональный сайт со стандартной страничкой “от создателя сайта” или “к читателям”? Да никакой. Значит это решение “на крайний случай”, если не будет иного выхода. А что же это может быть за сайт? Начнем “от печки”. Для чего я придумал проект в том виде, в котором он описан в первой части? Для плодотворного обмена мнениями с внешними коллегами. Да, но обмен мнениями уже который год идет на форуме аналитиков РТС. Почему же я не ограничился форумом? Да потому, что надо отделить “зерна от плевел” - текущее обсуждение, иногда переходящее в режим “курилки”, от “сурьеза” - обучения, прогнозов, анализа. Только и всего. Так для чего этот проект? Правильно – для общения и самообразования трейдеров и аналитиков (это предложение с заменой слова “самообразование” на “обучение” позднее будет использоваться для описания сайта в каталогах). Значит, он должен быть интересен для всех общающихся и они должны стать соавторами сайта. Но состоявшиеся трейдеры в большинстве своем люди самостоятельные, а значит на “зависимый” ресурс пойдут с большой неохотой. Неслучайно формально “равноудаленный” форум аналитиков РТС привлекает больше серьезных трейдеров, чем форум какой-нибудь компании. Итак, решено – это будет независимый сайт трейдеров и для трейдеров. А “независимый”, значит и “некоммерческий” - никакой коммерческой рекламы. Что получилось? “Независимый некоммерческий сайт трейдеров и для трейдеров”. Не знаю, как Вам, уважаемый читатель, а мне это понравилось и на этой идее сайта я и остановился. Но вернемся под этим углом зрения к проекту из первой части. С четырьмя разделами - “Комментарии и рекомендации”, “Мысли вслух”, форум и гостевая книга все ясно – это разделы для полноценного обмена мнениями. А вот каким должен быть раздел “Обучение””? Неужели это опять будет очередной набор переводов из популярных зарубежных книг по трейдингу и руководств пользователей популярных программ? Нет, это не интересно и банально. Это должен быть раздел авторских материалов, эдакий трейдерский журнал. Нет, конечно в нем возможно появление и переводов, но только тех, которые “запали в душу” самому трейдеру. И наконец последнее. То, что в таком виде это будет сайт для общения и самообразования трейдеров – это уже стало понятно. Но сайт должен дать активным участникам и нечто большее, а именно личный PR. Но для этого на сайте чего то не хватает? Чего? Да раздела, где бы активные участники обсуждений могли бы разместить в вольном виде свое резюме. Как бы его назвать? О, нашел – “Как мы дошли до жизни такой”. А в каком виде организовать? Да очень просто: в виде форума, где основное сообщение темы – основное резюме, ответы на него - дополнения и уточнения. Благо, как настроить таким образом уже однажды установленный скрипт, я знаю. Ну вот идея сайта и получила свое логическое завершение. И что дальше? А дальше надо было предложить этот проект другим трейдерам. И как это сделать? Да очень просто. Помните, я в первой части писал, что был активным участником дискуссий на трейдерских форумах. Естественно, что в процессе общения на таких специализированных форумах складывается круг единомышленниокв. К ним я и обратился приватно с идеей создать такой сайт, уточнив, что техническую сторону беру на себя (не все же готовы пройти путь, который описан в первой части). И получил полную поддержку будущих соавторов сайта с уточнениями и замечаниями, которые учел. И процесс уже непосредственного создания сайта “пошел” Итак, “изюминка сайта” на йдена. Найдена благодаря поддержке коллег-единомышленников с форума аналитиков РТС, который я неслучайно в подразделе “Российские форумы” раздела “Полезные ссылки” (об этом впервые упомянутом разделе опять чуть позже) назвал “отцом данного проекта”. Пора переходить к заглавным страницам.
2.2. Заглавные страницы Собственно вид главной страницы представлялся мне банальным до безобразия
Если Вы загляните на нее сейчас, то увидите, что он практически таким же и остался. Менялось только оформление и добавлялись детали. Но какой же сайт без обращения к посетителям. Сделать html-страницу “О сайте” и дать на нее ссылку? Нет, это слишком банально и, как минимум, половина вновь пришедших туда не заглянет. Посетитель должен узнать о сайте до входа на главную страницу. А значит это должно быть короткое и главное, запоминающееся обращение. А что запоминается лучше всего? Анекдот? Это “не в кассу” - сайт предполагается серьезный, а не развлекательный. Крылатая фраза? Уже ближе, но все они потому и крылатые, что либо с “двойным смыслом”, либо общи. А тут надо однозначно и конкретно. Стихотворение – вот что нужно! Ну что ж, кое-какой опыт в этом деле у меня есть, а потому вперед. Как у меня было раньше? Первые четверостишья - легко, а конца не видно. Попробуем от противного. Нужна последняя строчка, призывающая войти на сайт. “Войти”-“вход”-“дверь”. Правильно, “дверь”, вот что нужно. “Открой дверь”? Нет, надо чуть пафоснее. “Открой с надеждой эту дверь!”. Это то, что нужно. Значит должна быть графическая ссылка входа на главную страницу – дверь. Видите, как из поиска текста может родиться и первое дизайнерское решение. Только поэтому я и остановился на процессе “рифмоплетства”. Собственно о нем закончим – вот ссылка на рисунок “творческого процесса” (27 Кб) и пойдем дальше. Дальше – проще. Просто дверь – это не интересно. О чем сайт? О финансах. Значит должны быть деньги. Но деньги за дверью – это неправильно. Мы не даем легких решений, а предлагаем учиться, причем, во многом, самостоятельно. Значит вокруг двери деньги, а за дверь неизвестность. Неизвестность это что? Темный фон. Лучше черный. Вот так и получилось первое дизайнерское решение. Но дизайнер, видимо, из меня никудышный, потому что за три с лишним года существования сайта, эта дверь осталась единственным запоминающимся дизайнерским решением на сайте. Почему я так решил? Да потому, что все, кто за это время в разговорах со мной упоминал о дизайне сайта, то в положительном контексте вспоминал только эту дверь. Об остальном, либо критические замечания, либо ничего (последнее, судя по статьям о вебдизайне, уже хорошо). Значит в дизайнерском смысле сайт больше ничем непримечателен и причины посещаемости в другом. Но совсем обойти тему дизайна в рассказе под названием “Записки начинающего сайтостроителя” вряд ли удастся и в следующих главах мы все-таки к этому вопросу вернемся, несмотря на его невыразительность. Итак, какая картинка должна быть мы знаем. Но как ее сделать, если не обладаешь талантом к рисованию и не работал ни в одном графическом редакторе? Не беда. Оказалось, что в Интернете полно сайтов, где предлагаются огромные коллекции картинок для украшения сайтов. Например, такая коллекция есть на сайте http://dweb.ru/ , на который я попал в поисках картинки – двери. Дверь, я, правда, там не нашел, зато увидел, что есть куча бесплатных скриптов и ссылка на сайт http://www.cgi.ru , где их еще больше. Сейчас для этих целей я предпочитаю пользоваться чаще обновляемым ресурсом http://www.woweb.ru/ . Правда, теперь я пользуюсь несколько иной методикой выбора скриптов из Интернета, в которой заход на упомянутые ресурсы лишь промежуточный этап, но об чуть позже. А пока запомним один важный момент: Вам не обязательно надо быть художником и разработчиком скриптов – в Интернете есть и коллекции картинок и коллекции скриптов для самых разных решений по сайтостроительству. А где же я все-таки нашел дверь? Очень близко – в коллекции стандартных картинок, прилагаемых к MS Word. В это же редакторе, используя встроенный редактор картинок, мне удалось ее “приоткрыть” и нанести на нее надпись. Так что не все так сложно – было бы желание что-либо освоить. А вот деньги я скачал из коллекции фоновых картинок на упомянутом выше сайте http://dweb.ru/ . Ну а дальше простое html решение: ячейка таблицы с фоновым рисунком в виде денег и картинкой двери, расположенной по центру ячейки (последнее достигается простой установкой стандартных атрибутов тэга ячейки td). И общий вид страницы получился таким
Ну вот, вид заглавных страниц готов, осталось лишь упомянуть об одном техническом решении и перейти непосредственно к дизайну. Как мы видим, на этих страницах предусмотрена только одна динамическая часть – “Новости сайта”. Конечно можно их обновлять путем редактирования всей страницы, но, во-первых, если мы будет использовать вложенные таблицы, то можем легко “перекособочить” структуру страницы и новости превратятся в “старости” к моменту размещения. Во-вторых, так как освобожденного верстальщика сайта не предвидится, то менять новости можно будет максимум раз в день, а то и реже. Конечно постоянным посетителям – это безразлично, но вновь пришедшим очень важно, чтобы сайт был “живой”. Но мы уже нашли в Интернете каталоги бесплатных скриптов, а там есть раздел “Новости”. Значит их тоже можно сделать динамическими. Но как их разместить на странице? Очень просто. В руководстве первых же скачанных новостей мы читаем о встраивании новостей на html-страницу с помощью технологии SSI, технологии встраивания в html-страницу информации из других программ и файлов с Вашего сайта. Очень важная, как оказалось, технология, причем не только для решения этой задачи. Есть еще более “продвинутая” технология SSH, которая позволяет это делать и с информацией с других сайтов, но ее использовать надо аккуратно, так как это может нарушить безопасность сайта. Поэтому последнюю я и не использую. Но наличие SSI у выбираемого хостинга, ИМХО, не просто желательно, а обязательно. И в заключение об одной моей ошибке. Я решил, что простое перечисление разделов в виде гиперссылок в колонке “Навигация по сайту” слишком банально и снабдил каждую ссылку кратким описанием очень мелким шрифтом под ссылкой, таким образом создав в этой колонке не навигацию, а фактически раздел “Карта сайта”. Это оказалось плохим решением, так как при ограниченной высоте экрана вновь пришедший посетитель видел от силы одну-две ссылки и у него не создавалось впечатления о сайте в целом. Кроме того, мелкий шрифт делал описание трудночитаемым и естественно мог оттолкнуть посетителя, которому пришлось бы напрягать зрение и среди описаний искать ссылки на разделы, пусть и выделенные более широким текстом. “Навигацией по сайту” такое решение можно было назвать с большой натяжкой. И впоследствии я от него отказался. Ну вот и все о виде заглавных страниц, можно переходить к дизайну. Это достаточно большая тема и поэтому мы здесь закончим эту часть, чтобы сформулировать очередные советы для начинающих сайтостроителей, которые в противном случае забудутся за страницами текста. 1. Сейчас в Рунете полно предложений с дешевым хостингом. Поэтому не экономьте и сделайте домен второго уровня. Хостинг выбирайте с полной поддержкой Perl, PHP и, как минимум, технологии SSI. Если в будущем предвидится время на изучение MySQL, то и с MySQL. 2. Привлеките к соавторству сайта тех пользователей Интернета, с кем Вы познакомились на почве будущей тематики сайта в Интернете и вне его. 3. Чтобы там не говорили профессиональные вебдизайнеры, что “входная” страница не нужна, не слушайте. Если Вы создаете информационный сайт, о котором пока никому неизвестно, лучше сразу рассказать о его “идеологии” посетителю. Сделайте это по возможности кратко, емко, нестандартно. 4. Не пугайтесь, что нет “изюминки” в виде главной навигационной страницы, чем она привычнее для пользователя, тем лучше. Только не переборщите с информацией на ней, а то пользователь уйдет насовсем, так и не поняв, что ему делать дальше на сайте. 5. Периодически обновляйте информацию на главной навигационной странице – пользователи должны видеть, что сайт “жив”. 6. В интернете полно ресурсов, где можно скачать законно и бесплатно и рисунки и скрипты и шрифты, чтобы сделать сайт динамическим и красочным. Но соблюдайте при этом чувство меры и уважайте авторские права. |
Назад |Вперед |Текущая страница |